забившийся в угол птенец.
в тени мечты былой,
он чувствует свой неизбежный
... конец.
grenzlinie // hiroyuki sawano
развевается край болотного плаща, крылья свободы отпечатаны на спине. шорох, колено упирается в каменную кладку. колыхается челка, не прикрывая серых глаз. дорога до безмятежных елей усеяна кровью, но воздух пахнет росой. мир — неподъемная глыба — недвижим, непоколебим. не важно, скольких людей примет в себя земля, на ней все равно будут расти цветы. грудь зажата невидимыми тисками. дыхание смерти не избавило от тяготящего чувства вины. оно лишь стало острее и невыносимее.
до мечты двадцать покосившихся домов. ирвин поднимает глаза, в них — боль и вдохновение. черты лица меняются, если смотреть снизу вверх. в момент, когда в черных волосах путается солнце, когда оно золотом прошивает края хлопающего на ветру плаща, сердце предательски трепещет. это ли чувствуют люди, когда идут за мной? обреченность не уходит, идет по пятам бесшумной поступью, ласково шепчет на ухо, но в уставшем теле из неоткуда возникают силы. крошечные, смехотворные, но их хватает, чтобы ухватиться за чужую ладонь.
ноги дрожат. следующий неловкий и неуклюжий шаг чудится первым, как в детстве. от крепкой хватки на коже тают белесые следы, но именно она не дает упасть. — ну и задачку же ты мне задал, леви, — за плечами ирвин замечает неуверенное движение. мягкий взгляд, женский силуэт. ханджи. мишура спадает, все её тело предельно напряжено. ни улыбок, ни приветствий, ни объятий. она замерла, застыла в двадцати шагах. беспокойство в деревянных руках, в страхе подойти ближе. ирвин упрямо молчит, вдыхает глубже, медленно моргает. расслабляет плечи, отпуская ладонь леви. в миге тишины больше чувств, чем в крепких до дикости объятиях. — надо собрать всех, — в воздух взлетает зеленый дым. ирвин незаметно сжимает кулак. отзвучавшие призывы к сражению горчат на языке, а в ушах звенит. сердце помнит, как отчаянно рыдал тот мальчишка.
пока ветер гонит мурашки от ладоней к плечам, пока ткань рукава нежно касается косточки у правой кисти, мысли уходят, позволяя на время забыться.
шаги. тихое командор?.. за спиной.
— всем построиться, — голос слегка вибрирует от хрипоты, стянутости в пересохшем горле, но он тверд и требователен. нога — к ноге, стук пяток о пятки. прямые спины. каблуки упираются в шершавый камень с вкраплениями песка. стон все еще не пришедшей в себя саши раздается из-за плеч приглушенно, фоном. напряженное молчание ряда солдат заглушает все звуки. по обе стороны от ирвина встали райвель и ханджи. пятеро солдат и один раненный.
— жан кирштейн, — парень тут же выпрямил плечи, вытягиваясь, но не вздернул подбородок, как раньше. — конни спрингер, — под тяжелым взглядом командора не согнулся, отвечая задумчивым прищуром, — фолк форстер, — собранность, одобрение и отголоски гнева; одна битва изменила мальчишку. другой человек. — микаса аккерман и эрен джагер, — ярость и обида, боль и сожаление, чувства путаются, туманят рассудок. ирвин не спешит говорить, не отводит взгляда. он видит многое, пробирается через чужую неприязнь. в их глазах он навсегда останется человеком, который занял чужое место. встанут ли они на сторону человечества? пойдут ли за человеком, кто выжил ценой драгоценной жизни их друга? ответ до безобразия прост: нет. вдох. прикрытые на нестерпимо долгую секунду веки. солдаты стоят строем, ожидая приказа. выдох. грудь приподнимается. — вы живы, — оглушительно. ирвин не кричал, но слова его раздались будто из глубин земли. из глубин уставших сердец. солдаты подтянулись. от горящих глаз командора хотелось спрятаться. ирвин набрал воздуха. — вы живы? — громче, с напором и давлением. утверждение сменилось вопросом. ответ ясен, но он должен прозвучать. — да, — тихо и... неуверенно? разве есть сейчас другой ответ? так к чему колебания? — я спрашиваю вас, вы живы? — тише, но жестче. тишина клокочет, как перед грозой. ответ, он должен дождаться ответа. нельзя торопиться. — да! — гремят в унисон голоса посреди чистого неба.
грудь командора опускается, но выражение лица остается прежним.
— тогда поднимите головы. нас ждет еще много сражений. таково бремя выживших, — один за другим, взгляд за взглядом. — живые должны жить. мертвые должны умереть. отпустите всех, кто пал в бою, — а смог ли ты отпустить? пальцы сжимаются в кулак. — но мы возьмем с собой их мечты. уничтожим всех титанов и... доберемся до моря, — кулак с побелевшими костяшками бьется о грудь. — отдать сердца!
жан. конни. фолк. долгий взгляд зеленых глаз. кулак у груди. эрен. прямая спина. микаса.
— через двадцать минут я, леви, ханджи, эрен и микаса выдвигаемся на разведку, все остальные ведут наблюдение за террито...
кашель, растрепавшиеся волосы, челка прилипшая ко лбу и незатейливое... «да заткнитесь уже»...
усмешка трогает пересохшие губы.
— и... дайте саше воды.
казалось бы, еще вчерашние кадеты — сегодня уже солдаты — столпились вокруг кряхтящей подруги. кто-то подсел на соседний спальник, не замечая скомканного одеяла. кто-то разместился прямо на холодном камне. напряженная обстановка схлынула, была развеяна. до ирвина долетел взволнованный вскрик конни. на время все вернулось обратно, они снова стали просто людьми, которые много пережили вместе. сделав пару шагов, ирвин присел у края стены. разбитые дома, камни, застрявшие в стенах, кирпичная крошка и рваные края разорванного отдачей дерева. здесь, в отдалении дышится немного легче. мои руки... взгляд падает на подрагивающие пальцы... дрожат?..
— чего раскис?
— так заметно? — голос ровный, он ни разу не дрогнул, ирвин пока читал речи перед подчиненными. но райвеля трудно обмануть, потому что они похожи. они оба потеряны в темнице мыслей и гаданий. можно ли было поступить иначе? можно ли было спасти больше людей? и оба понимают, что прошлое необходимо оставить в прошлом. ирвин сжимает дрожащими пальцами ткань форменных брюк. — мы рядом... так близко, — выдыхает, судорожно, не справившись с накатившими эмоциями. что если?..
— твое чутье нас никогда не подводило.
выдох.
— спасибо.
* * *
дом прибило к земле валуном. он встретил гостей побитыми стеклами, грудой камней, переходящей в крышу, и молодыми деревцами, ветви которых забирались прямо в пробитые окна. труба и верх камня заросли зеленой травой. эрен поднимает почерневшую туфлю, отчего в нос ударяет отсырелый запах. положив её перед домом, на солнечное место, парень проводит к другой стороне дома, где должен находиться подвал. чтобы убрать камень поменьше, приходится искать доски, палки. старое дерево хлипкое, рассыпается в щепки, нервируя. мы должны попасть во внутрь. пять людей делят одну мысль. иначе все было зря. иначе сотни жертв не имели смысла. отбрасывая щепки в сторону, перекидывая сломанные балки в сторону, они хранят молчание. тяжелое, давящее, необходимое. холод железной ручки и скрип двери, упавшей на остатки несущей стены.
— отлично, — свет фонаря очерчивает силуэт ступеней, — вода не собралась там, вроде как.
ханджи пошла первой, за ней последовали эрен и микаса. ирвин замер, вглядываясь в темноту спуску и смотря будто сквозь человеческие фигуры. шорох подошвы сапог по деревянному полу. рядом из щелей рвется трава, зеленеет на фоне темной древесины. покачиваются на легком, ласковом ветру пушистые одуванчики. мелкие камни, подпрыгивают, подгоняемые мысом сапога, и с грохотом скачут по ступенькам лестницы. леви обходит ирвина и спускается. останавливается на третьей ступени, оборачивается к нему лицом. косит глаза наверх, дабы разглядеть лицо смита. — ты идешь? — ирвин молча делает шаг, проводя пальцами по шершавой и ледяной стене.
ирвин никогда не предполагал, что будет бояться, подступив вплотную к источнику правду. он сомневается, колеблется... и только леви вопросами, утверждениями и взглядами толкает его вперед. он будто бы растерял весь опыт, годы ушли, не оставив следа. он будто бы снова тот самый мальчишка, оказавшийся напротив надгробный плиты с инициалами родного отца. сообразительный, но наивный и глупый. ветер тогда тоже был... ласков. оттого плакать хотелось сильнее, но никто не объяснил ирвину тогда... что он имеет право на слезы. он стоял, не сводя глаз от камня, до самой ночи. чем ближе, тем сильнее страх. пришлось забрать у леви фонарь, чтобы чем-то занять руки. мысль, что они снова могут задрожать, не дает покоя. из тягучих размышлений выводит шум удара. доски треснули, согнулись. нога приземлилась на пол. замок повис на остатках двери. леви отталкивает её и заходит во внутрь.
кабинет. обычный кабинет врача. ряд книжных шкафов, забитый медицинскими справочниками. ирвин пробежал пальцами по корешку, раскрыл, пролистал. склянки, плакаты, скрученные и кипой брошены в подобие то ли ведра, то ли большой и наспех сколотой вазы. стол с бумагами, лампой, весами и баночкой чернил. кто-то очень хотел, чтобы посторонний даже и не подумал тут искать... потолок. голые стены. потаенная комната — слишком помпезно. тайник в книгах — слишком просто и... мало места. пол? вряд ли. тогда... где самое заметное место? — осмотрите стол, — хочешь что-то спрятать, положи перед самым носом. микаса присела на корточки, осматривая снизу столешницу и невольно проводя пальцами по боковой стенке рабочего стола. кончик пальца замер. — эрен, тут!
я искал правду и... нашел её. эрен и микаса забрали дневники с собой и вышли. гул соприкосновения каблуков солдатских сапогов стелится по полу, проникая в щель между проемом и обвисшей сломанной дверью. присев на край стола, ирвин сжимает пальцами его край. сосредоточенный взгляд полон... всматривания то ли в никуда, то ли — в себя. не смешно. комната опустела, лишь леви оперся о стену спиной, явно не собираясь уходить. делать выбор за кого-то всегда трудно. он чувствует ответственность. ирвин откидывает голову назад. челка скатывается по лбу, легко щекоча. взгляд упирается в потолок, в балку, с которой свисает паутина. — ничего... ничего не изменилось, — сведения из дневников гришы джагера подтвердили теории отца. стены — лишь малый кусок мира. его осколок. за стенами живут люди. тело сотрясается, плечи приподнимаются. теплая ладонь ложится на лицо, палец касается брови, ресниц. дергается грудная клетка, напрягается шея. еле различимый звук переходит... в приглушенный смех. кисть скатывается до шеи. правда? правда, добытая ужасной ценой, оказалась... кошмарна.
ирвин искал в правде искупление, оправдание всех совершенных жертв.
но правда не приносит покоя.
ирвин так и не смог простить себя.
пусть виноват во всем
и смерть кругом
но я чувствую
... боль.